Home U7A Башкирия: театр перестал воспитывать

Поделись новостью:

5 ноября 2014.

В конце сентября известный музыкант и педагог Эльвира Гайфуллина отметила бы 30 лет работы в Башкирском театре оперы и балета. Однако в августе администрация театра отказала в продлении контракта.

Эльвира Гайфуллина возглавляла хор 30 лет.  Фото из личного архива Э.Гайфуллиной

«Как в мусоропровод»

- Эльвира Хайретдиновна, почему вам пришлось уйти из театра, где три десятилетия служили главным хормейстером?

- К этому всё шло последний сезон, когда к руководству пришёл Владислав Самойлов. Одна из формальных причин –  что совмещаю работу в театре, фольклорном ансамбле «Мирас» и являюсь главным приглашенным хормейстером в Екатеринбургском театре оперы и балета. Но это норма для музыкантов. Нежелание продлить контракт директор прикрыл обтекаемой фразой: «Она много работает». Странно, что его поддержало министерство. Возглавляемые мною коллективы отмечаются высокой оценкой критиков, спектакли с участием хора выдвигались на «Золотую маску».

…Я просто была неугодна новому руководству как сильный, независимый человек. Думаю, сыграла роль и поддержка с моей стороны смещенного худрука Сабитова.

- И вы попали в немилость?

- Знакомство с труппой началось с допроса с участием юриста и кадровика Потом начались репрессии в отношении отдельных работников. Меня обвинили в «отсутствии дисциплины в хоре». В коллективе завелись стукачи, люди боятся открыть рот. Интриги и склоки — верный признак дефицита профессионалов. Выступая на ТВ, я в отчаянии процитировала слова Раневской: «В театр вхожу, как в мусоропровод». Мне влепили выговор.

Число уволенных и вынужденных уйти в творческих и административных службах – около 20 человек — говорит само за себя. И это в Год культуры. Были надежды, что после масштабной реконструкции театр выйдет на новый уровень. Но идёт к тому, что он всё больше погружается в болото.

- Но за год и сделано кое-что. В отсутствие нормальных условий поставлен балет, репетируют новые спектакли…

За год один новый спектакль — «Двенадцатая ночь». «Как я люблю тебя.!?» был практически готов раньше. Репертуарной политики нет: весь октябрь в афише «Сильва». Второй год невнятные концертики. Понятно — ремонт, отсутствие площадок и т.п. Но почему оперный театр опустили до уровня филиала филармонии? Оркестр подыгрывает приезжим музыкантам. Солисты разбегаются, теряют профессионализм. На очереди — опера Генделя. Для кого? Для кучки театральных гурманов? С другой стороны — легкие оперетки. Классический театр превращается в варьете.

- Очевидно, это будут кассовые постановки, что требуют от руководителей…

- Касса будет, а театр медленно деградирует. В труппе скоро не останется ярких личностей. Профессионалы задвинуты на второй план. Оперных солистов и артистов хора прослушивали московские эксперты — ничего не имею против. А для оркестра пригласили местных, и все музыканты благополучно аттестованы.

Всё обмельчало. Уровень театра, по моему мнению, упал до нуля. В сравнении с теми же Екатеринбургом, Казанью, Астаной — пропасть. А ведь во времена Шишкина (в 2001-2006 гг. — гендиректор Башкирского оперного, ныне — Екатеринбургского театра оперы и балета. — Ред.) находили возможности привлекать средства, делать яркие постановки, приглашать именитых музыкантов и солистов. Потому что он не сидел на месте — ездил, выбивал средства. Все, кто был после него, предпочитали «кабинетную» работу.

«Серость» невыносима

- О вас тоже говорят, что вы «съели» не одного руководителя…

- Слышала такое. Но я получила солидное образование. Прежде чем возглавить хор, прошла все ступени. Работала с выдающимися дирижерами, в том числе Робертом Лютером, Фабио Мастранджелло, Михаэлем Гюттлером, Алексеем Людмилиным! Кстати, последний до окончания контракта не доработал, на него написали бумагу. У нас так принято, поэтому люди высокого полёта в нашем театре не задерживаются.

Видеть нынешнюю серость невыносимо, отсюда моя непримиримость. Но я всегда выступаю за профессионалов, даже если это вредит мне. Почему я, член худсовета и Союза театральных деятелей, не могу указать на катастрофически низкий уровень подготовки дирижеров?

К сожалению, уровень обучения в Академии искусств сильно упал. Такое ощущение, что там скоро не останется педагогов, кроме тех, кто заканчивает её или учится в её же аспирантуре.

Думаю, всё идёт от руководства министерства культуры, которое глухо к нашим проблемам.

- Но сегодня у руля культуры республики человек плоть от плоти от искусства…

- Как ни парадоксально, министры из технарей и «сельхозников» уважительнее и внимательнее относились к творческим людям.  Нынешнее руководство на премьеры приходит редко, о проблемах знать не хочет. Раньше оперный театр был в почете, сегодня власти воспринимают его лишь как источник неприятностей. К министру на приём не попасть, вице-премьер, курирующий культуру, принял только через пять месяцев!

- Нет желания бросить всё и сосредоточиться на Екатеринбурге?

- Там у меня простор для творчества, взаимопонимание с руководством и коллективом. Я единственный хормейстер в России, который работает по приглашению. Четыре моих екатеринбургских постановки номинированы на «Золотую маску», пятая прослушивалась на днях. Публика интеллектуальная и благодарная. Мне не раз предлагали там постоянную работу, но пока не хочу бросать Уфу: есть личные причины, к тому же лелею надежду, что в родном театре в конце концов всё нормализуется.

Досье

Эльвира Гайфуллина окончила УГИИ (класс Михаила Фоменкова), аспирантуру в «Гнесинке» у знаменитого Владимира Минина.

Светлана ИСТОМИНА, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»