Home ПРО УФУ Журналист ProUfu.ru провел один день с "протянутой рукой"

Поделись новостью:

Начинающему попрошайке пригодится опрятная одежда,  – напутствовала меня перед рейдом Светлана Шаяхметова, координатор центра «Люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию». – Люди охотнее подают тем, кто похож на человека, испытывающего  временные трудности. А бомжей прохожие боятся из­за их неопрятности».

На один день по заданию редакции мне предстояло стать попрошайкой. Одевшись, как подобает,  – неброско, но и не грязно, ранним утром я вышел к остановке «Спортивная». В переходе, где частенько толпятся люди, уже расположились мои «коллеги» – Галей и Дмитрий. Мужчины торгуют старыми книгами. Но когда прохожих становится больше (например, в обед), друзья бросают товар и идут побираться. Один смотрит за вещами, другой «стрижет» прохожих. Причем парочка относится к агрессивным попрошайкам. Они буквально бросаются к людям с требованием: «Дай денег!» Любого, кто встанет с протянутой рукой рядом, Галей и Дмитрий прогонят. Меня оставили в покое только из­за того, что я представился журналистом.

Оказалось, что большинству обывателей неинтересно, на что именно просит нищий. Я стоял с вывеской «Жена хочет айфон, а я журналист», при этом люди продолжали жертвовать деньги. Поменял вывеску на «Поставил всю зарплату на Бразилию», и народ все равно подавал. Забегая вперед, скажу, что за день я «заработал» около 200 рублей. Правда, стоял я не на одном месте, а перемещался по городу, заодно собирая истории бродяг и комментарии представителей правоохранительных органов.

 «Крыша» для попрошаек

«Тебе разрешат постоять бесплатно 2­3 дня, а потом потребуют денег за аренду места, – рассказал знакомый полицейский. – Всех безногих или безруких кто­то довозит. Они бы не смогли сами добраться к торговому месту. Но к нам никаких заявлений по этому поводу не поступало».

Из разговоров с попрошайками выяснилось, что Уфа поделена на несколько секторов. У каждого попрошайки – своя делянка. Где­то работают «частники» – так называют людей, работающих без «крыши». Но таковых мало. Чаще всего инвалидов и пожилых людей развозят по городу и забирают в конце дня их «друзья» – своих «крышевал» попрошайки именуют именно так.

– В детстве упал с дерева. И пошел побираться. А чем мне еще заниматься? Документов­то нет – украли, – рассказывает Максим, инвалид­колясочник. – Приехал в Уфу из Саратова. Два дня стоял в переходе, ночевал где придется, потом другой такой же бродяга познакомил с «друзьями». Они серьезные люди. Дают ночлег и еду, защищают, за это я отдаю им половину денег. В день у меня выходит рублей 700.

Максим рассказал, что их в ночлежке – в своем доме под Уфой – около 15 человек.

О заработках нищих рассказывают разное. Но, судя по размаху организованного попрошайничества, те, кто их «крышует», живут неплохо. На остановке «Универмаг «Уфа» сидит неприметная бабушка. «Инвалид третьей группы» – гласит картонная табличка рядом с ней. Из разговора выясняется, что зовут ее Венера и у нее паралич правой руки. Однако когда я попытался сфотографировать больную, Венера проявила недюжинную прыть, скрывшись на другой стороне улицы.

– Венера та еще обманщица, – рассказывает по секрету продавщица уличных безделушек. – Она три квартиры купила: себе, детям и внукам.

Продавцы веры

Разновидностей попрошайничества сегодня великое множество. В Уфе, например, в последнее время появились люди, которые собирают деньги в поддержку веры. Они, как правило, раздают литературу. Но стоит взять книгу, как адепт набросится с рассказами о чудесной новой жизни. Послушники называют себя по­разному, но цель у всех одна: после того, как прохожий взял литературу, адепт обязательно потребует добровольное пожертвование.

«Наше право принимать пожертвование закреплено в конституции, – поясняет Прохор Батунин, уличный волонтер, раздающий литературу. – Нас часто задерживают правоохранительные органы. Обычно расходимся с миром. Но если дело становится слишком серьезным, то у нас есть главный офис в Москве, а там толковые юристы».

Уже есть сообщения, что из­за украинских событий появились попрошайки­лжебеженцы. У нас, как известно, для настоящих мигрантов из Украины организованы пункты, где им предоставляют еду, ночлег и всяческую помощь. В пресс­службе МВД по РБ посоветовали в таких случаях звонить 02.

В пресс­службе администрации Уфы рассказали, что регулярно проводят рейды по выявлению лиц, склонных к бродяжничеству и попрошайничеству. В 1­ом полугодии было проведено 167 таких рейдов. Большая работа проводится с несовершеннолетними. Их ставят на учет, берут под опеку. Но, в целом, наказать людей, просящих милостыню, невозможно – в законодательстве это не предусмотрено.

Масштабы и виды попрошайничества растут. Похоже, что сегодня это выгодно всем. Тем, кто просит и кто все это организовывает,  выгодно материально. Тем, кто подает, – морально. Наш человек свято верит, что, пожертвовав милостыню, он нравственно становится чище.

Комментарии

Рамиль Ахкямов, заместитель начальника управления МВД по РБ:

– Уголовный кодекс сам по себе не запрещает попрошайничество. Однако в ст. 151 есть прямой запрет на вовлечение в занятие попрошайничеством несовершеннолетних. Последняя практика по этой статье в нашем регионе датируется концом 2013 года. Дела возбудили в Учалинском, Благовещенском и Туймазинском районах. Статью 13.3 «Приставание к гражданам» в КоАП РБ  ввели в 2011 году. С начала года по сегодняшний день в Уфе сотрудники ППС и участковые составили по этому нарушению 40 протоколов. Дел не так много, потому что очень сложно доказать, что людям именно навязывали что­то против воли – просили дать денег, погадать, что­нибудь купить.

Дим Хаджи Хамиахметов, имам мечети «Хамза»:

– Ислам не поощряет попрошайничество. Можно давать садака или хаир нуждающимся. Но нельзя стоять и просить возле мечети с протянутой рукой. Мы же не знаем, что человеку нужно на самом деле. И куда пойдут эти деньги. Бывало, что человек просил на еду, а когда приносили продукты – отказывался. Это явный обман. Иногда нищие собирают на билет до дома. Но сам билет они не примут из твоих рук.